Итоги работы отдела защиты прав потребителей по обращениям за 2020 год

В 2020 году в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области по вопросам защиты прав потребителей поступило 2379 обращений (1603- непосредственно от граждан, 468- от органов государственной власти и органов местного самоуправления, 308- от общественных объединений).Из поступивших обращений  граждан на нарушения  в сфере торговли приходится  1360 или  59 % от общего количества, на сферу услуг - 985или  41% от общего количества поступивших обращений.

На нарушения продавцами прав потребителей при продаже им непродовольственных товаров приходится  344 обращения (26%), продовольственных - 1016 обращений (74%)  из общего количества обращений граждан,поступивших в  сфере торговли.

Основными вопросами обращений граждан остаются непредставление необходимой и достоверной информации о товаре, нарушения продавцами порядка рассмотрения требований потребителей, нарушение сроков проверки качества (экспертизы) товара, нарушение сроков доставки (передачи) товаров, непредставление на период ремонта (замены) товара аналогичного качества, отказ продавцами в возврате денежных средств, в замене товара ненадлежащего качества и т.д.

В сфере услугосновной объем письменных обращений граждан  приходится: на оказание жилищно-коммунальных услуг, на некачественное бытовое обслуживание населения, услуги связи, финансовые услуги и другие.

По вопросам оказания услуг обращения граждан распределились следующим образом:

- жилищно - коммунальные услуги - 286 обращений,

- бытовые услуги - 244 обращения,

- прочие виды услуг-98 обращений,

- услуги связи - 97обращений,

- финансовые услуги - 71 обращение,

- транспортные услуги - 41 обращение,

-медицинские услуги-22 обращения,

- услуги общественного питания -21 обращение.

Суть обращений в сфере услуг также сводится к предоставлению недостоверной информации об услуге или исполнителе, нарушению сроков изготовления изделий и передачи результатов работ (услуг), навязыванию дополнительных услуг, изменению условий договора в одностороннем порядке, наличию в договорах условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Рассмотрены все2379 обращений .

В результате рассмотрения письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей Управлением в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.

Учитывая положения Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, начиная со 2 квартала 2020 года был установлен мораторий на проведение внеплановых проверок, в том числе и по обращениям граждан. Тем не менее, Управлением принимались различные меры по урегулированию споров, а также по привлечению к ответственности продавцов и исполнителей , нарушивших требования законодательства о защите прав потребителей.

405 или 17% обращений направлены на рассмотрение в другие государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, в связи с наличием вопросов, не входящих в компетенцию Управления.

Во всех случаяхзаявителям даны необходимые разъяснения, в том числе и о принятых в отношении хозяйствующих субъектов административных мерах воздействия.   

При рассмотрении 40 обращений граждан проведенывнеплановые проверки, то есть в 1,7 % случаев от  количества рассмотренных обращений граждан.

В результате проведения внеплановых проверок по обращениям граждан были приняты меры административного наказания в виде штрафов на сумму 293,5 тыс. рублей.

Специалистами Управления на досудебном этапе оказывалась помощь потребителям в подготовке и оформлении документов с изложением их законных требований к продавцам, исполнителям. Грамотное и обоснованное требование, предъявляемое изготовителю, исполнителю, продавцу позволяет  потребителю самостоятельно восстановить нарушенные права. Такая форма работы позволяет осуществить оказание помощи потребителю без проведения контрольно-надзорных мероприятий и способствует профилактике правонарушений. Прежде всего, это предупреждение и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей до возникновения конфликтной ситуации путем разъяснений норм законодательства и оказание практической помощи в решении вопроса по восстановлению нарушенных прав не только потребителям, но и продавцам (исполнителям услуг).

По результатам рассмотрения обращений сумма  возвращенных потребителям денежных средств составила 783,1  тыс. рублей, произведен обмен товара ненадлежащего качества на аналогичный на сумму 58,9 тыс. руб., произведен ремонт товара, устранены недостатки в 12 случаях.




 






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей