Роспотребнадзор защищает права потребителей. Итоги 1 полугодия 2018г.

В 1 полугодии 2018г. Управлением получено 990 письменных обращений  от граждан, органов государственной власти,  общественных объединений  (1 полугодие  2017 г.  – 852). 

Количество поступивших письменных обращений  граждан составило  -   801 (1полугодие  2017 г.  – 563),   т.е. прирост составил -  42,3%. 

На нарушения  в сфере торговли приходится  288  или  36,0%  (1 полугодие 2017 г.  – 51  или  9,1%);   на сферу услуг – 513 или  64,0% (1 полугодие  2017г. - 512 или  90,9%).

На нарушения продавцами прав потребителей при продаже им непродовольственных товаров приходится  174 (60,4%)  из общего количества обращений граждан, поступивших в  сфере торговли.  

Основными вопросами обращений граждан остаются непредставление необходимой и достоверной информации о товаре, нарушения продавцами порядка рассмотрения требований потребителей, нарушение сроков проверки качества (экспертизы) товара, нарушение сроков доставки (передачи) товаров, непредставление на период ремонта (замены) товара аналогичного качества, отказ продавцами в возврате денежных средств, в замене товара ненадлежащего качества и другие.

По вопросам оказания услуг получено 513 (1 полугодие  2017 г.  – 512) обращений  граждан.

Наибольшее количество поступивших обращений в сфере услуг составляют услуги  жилищно-коммунального хозяйства (34,1%), финансовые (21,4%), бытовые (11.1%), связи (10,7%), общественного питания (5,1%),   транспортные (3,9%),  медицинские (3.1%) и другие.

Основными вопросами обращений о предоставляемых услугах (работах) также является  непредоставление достоверной информации об услуге (работе), нарушение сроков изготовления изделий и передачи результатов работ (услуг), навязывание дополнительных услуг, изменение условий договора в одностороннем порядке, наличие в договорах условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

В результате рассмотрения письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей Управлением в пределах полномочий принимались  меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.  

В 98,6 % случаях заявителям  даны необходимые разъяснения, в том числе и о принятых в отношении хозяйствующих субъектов административных мерах воздействия.   

Направлены копии обращений для рассмотрения по подведомственности в другие государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией – 110.

Проведено 80 мероприятий по контролю за выполнением требований законодательства в сфере  защиты прав  по обращениям граждан.   

Послужили основанием для проведения  административных  расследований – 39 обращений.

По результатам рассмотрения обращений возбуждено 80 дел  об административных правонарушениях (1полугодие   2017 г. – 40).

Приняты меры административного наказания в виде наложения штрафов на сумму  359,3 тыс. руб. (1 полугодие  2017 г.   97,5 тыс. руб.)

По результатам рассмотрения обращений граждан

-  возвращено потребителям денежных средств в сумме - 1243,1 тыс. руб.; 

-  произведено  23 случая ремонта и устранения  недостатков товаров, работ, услуг;

- произведен обмен товара ненадлежащего качества на аналогичный на сумму 242 тыс. руб.

Специалистами Управления на досудебном этапе защиты прав потребителей оказывалась помощь потребителям в подготовке и оформлении их законных требований по отношению к продавцам, изготовителям, исполнителям. Прежде всего, это предупреждение и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей до возникновения конфликтной ситуации путем разъяснений норм законодательства и оказание практической помощи в решении вопроса по восстановлению нарушенных прав не только потребителям, но и продавцам (исполнителям услуг).

Эффективным профилактическим средством в предупреждении конфликтных ситуаций на потребительском рынке является консультативная помощь по устным обращениям граждан.

По вопросам защиты прав потребителей поступило  1757 обращений по телефону «Горячей линии»,  а также  442 обращения в рамках работы Общественной приемной  на личном приеме.           

Управление  оказывало правовую помощь потребителям по защите их нарушенных прав и интересов в судебном порядке. 

От Управления  подано 11 исковых заявлений в защиту конкретных потребителей  на сумму  1788,2  тыс. рублей, в том числе при оказании: жилищно-коммунальных услуг, бытового обслуживания, транспортных услуг, туристских услуг,  услуг связи, долевого строительства, культурно – развлекательных,  из которых в стадии рассмотрения находятся  8 дел.

Рассмотрено   и удовлетворено  в защиту конкретных потребителей – 9 судебных исков,  в том числе: из  поданных в 2018 году – 3 иска, поданных  в 2017 году - 6.   Принято решение о взыскании в пользу потребителей   суммы  227,4 тыс. рублей.

Также рассмотрено 3 исковых заявления, поданных Управлением в 2017 году в защиту неопределенного круга потребителей.  Все они решены в пользу Управления. 

Для самостоятельной защиты своих прав  потребителям  подготовлено 8 исковых заявлений  на сумму  447,4 тыс. руб., в том числе: по торговле – 4, при оказании бытовых услуг – 4, которые  находятся в стадии рассмотрения.

Специалисты  Управления участвовали в  судебных заседаниях для  дачи   заключения  в защиту прав потребителей  по 20 делам в различных сферах деятельности, в том числе: в торговле – 3, при оказании бытовых услуг – 5, жилищно-коммунальных – 4, транспортных – 3, банковских – 4, туристских - 1.      По всем заключениям принято решение об удовлетворении требований потребителей и взыскании в пользу потребителей суммы   385,8 тыс. рублей.

Продолжена   работа по реализации комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение  и  минимизацию  нарушений прав потребителей:  размещено на сайте Управления  60  статей по вопросам защиты прав потребителей, опубликовано в прессе – 17 статей,  подготовлена  51 информация в ГИР  ЗПП,  принято участие   в  7  телепередачах  по  актуальным       вопросам в сфере защиты прав потребителей.







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей