Доклад по правоприменительной практике Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области за 1 полугодие 2018 года

Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Астраханской области подготовлен в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденными  на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольно-надзорной деятельности».

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ, положениями паспорта проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области организовано проведение ежеквартальных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований, входящих в компетенцию Роспотребнадзора.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (далее по тексту - Управление) является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется государственными гражданскими служащими Управления и его территориальных отделов в строгом соответствии с Положением об Управлении Роспотребнадзора по Астраханской области, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 10.07.2017 № 745, а также с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон № 294-ФЗ).

В 1 полугодии 2018 году должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Астраханской области применялись меры административного воздействияв целях выявления и пресечения нарушений санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, а также законодательства о техническом регулировании Российской Федерациипо 34 составам административных правонарушений из 103 составов административных правонарушений.

Должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Астраханской области было составлено 1419 протоколов об административных правонарушениях, их них по результатам проведенных проверок -1319 , по проведению административного расследования - 100,в результате иных мероприятий - 48 протоколов (ст.19.4.1. - воспрепятствование при проведении проверки, ст. 19.5 ч.1- невыполнение в установленный срок законного предписания,ст. 19.7.- непредставление сведений по запросу Управления, ст.20.25 КоАП РФ - неуплата штрафа в установленный  срок и т.п.).

За отчетный период  Управлением составлено:

- 306 протоколов об административных правонарушениях, в отношении граждан, что составляет 21,6 % от общего количества составленных протоколов. По сравнению с аналогичным периодом  количество протоколов составленных  в отношении граждан увеличилось за счет выявления административных правонарушений, совершенных гражданами, при осуществлении ими своих трудовых обязанностей (ст.6.3, ст.6.6,  ч.1 ст.14.43 КоАП РФ);

-  303 протокола об административных правонарушениях  в отношении индивидуальных предпринимателей, что составляет 21,4% от общего числа составленных протоколов;

- 652протокола об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, что составляет 46% .

Увеличению количества составленных протоколов послужило проведениепроверок  в рамках летней оздоровительной кампании;

-  158 протоколов об административных правонарушениях  в отношении юридических лиц, что составляет 11,2% от общего количества составленных протоколов

Анализ структуры основных правонарушений  показал, что   наибольшее   количество протоколов об административных правонарушениях   составлено по фактам выявления  нарушений в области санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3 КоАП РФ)- 446  протоколов или 31,4% от общего числа составленных протоколов.

Основные нарушения по данной статье выразились в несоблюдении требований:

связанных с эксплуатацией предприятий торговли (оказания услуг)с нарушением требований к уровням шума, вибрации, соблюдение которых требуется в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания к жилым помещениям, расположенным в жилых домах, в которые были встроены (к которым были пристроены) данныепредприятия; выразившиеся в не проведении производственного контроля; связанных с не проведением предварительных и периодических медицинских осмотров, допуске к работе работников, без данных о прохождении медицинских осмотров в личных медицинских книжках;

-связанных спроведением профессиональной гигиенической подготовкойи аттестацией должностных лиц и работников организаций;

 -нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта  (ст.6.4 КоАП РФ)- 157  протоколов;

нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст.6.5 КоАП РФ) -14 протоколов;

нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст.6.6 КоАП РФ) - 137 протоколов.

 В организациях  общественного питания были выявлены следующие нарушения :

- организации общественного питания не оборудованы внутренней системой водоснабжения и канализации;

- организации системы вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, отдельно от системы вентиляции этих зданий;

- нарушена последовательность (поточность) технологических процессов, не исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды;

- отделка стен материалами, не предусматривающими возможность влажной уборки и дезинфекции, нарушение целостности отделки;

- для уборки туалетов используется не промаркированный уборочный инвентарь, хранящийся совместно с другим уборочныминвентарем;

- в организациях общественного питания не проводится косметический ремонт и его покраска по мере необходимости;

- разделочный инвентарь организации (разделочные ножи и доски) не имеет специальную маркировку;

- нарушены условия хранения продуктов по видампродукции;

- допущены к работе лица не прошедшие предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, отсутствие личных медицинскихкнижек;

- допускается хранение личных вещей, верхней одежды персонала в рабочей зоне;

- не проводится производственный контроль

- нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции  (ч.1 и ч.2 ст.6.7 КоАП РФ) - 139 протоколов.

В ходе осуществления  контрольно-надзорной  деятельности Управлением составлено наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей  по фактам выявления:

нарушений прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ) - 115  протоколов, что составляет 8,1 % от общего количества составленных протоколов 

нарушений установленных правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ)  -72 протокола;

- нарушений продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ) -  28 протоколов;

включения в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ)  -  11  протоколов ;

- продажи товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнения работ либо оказания населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок  правила) выполнения работ либо оказания населению услуг (ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ) -17 протоколов;

- обмана потребителей (включая обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), а также введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) (ст. 14.7 КоАП РФ) - 12 протоколов;

продажи товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта (ч.ч. 2, 4 ст. 15.12 КоАП РФ)-23 протокола.

В отчетном периоде отмечено  увеличение выявления и пресечения фактов нарушений требований, установленных техническими регламентами, административная ответственность за которые предусмотрена  статьей 14.43 КоАП РФ. Должностными лицами Управления было составлено 155 протоколов об административных правонарушениях, что составило 10,1% от общего количества составленных протоколов. Основные нарушения выявлены  за несоблюдение требований технических регламентов :

-ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (несоответствие пищевой продукции органолептическим, санитарно-гигиеническим, микробиологическим показателям безопасности)

- ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию» (несоответствие масложировой продукции микробиологическим показателям;

-ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (несоответствие молочной продукции микробиологическим показателям безопасности).

По результатам рассмотрения  дел  по данной статье Управлением  и судом вынесено 20 постановлений о привлечении к административной ответственности  в виде предупреждения  и 129 постановлений о привлечении к административной ответственности и наложено  административных штрафов на общую сумму 980тыс.руб.

Управление  является уполномоченным органом на рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных органами МВД и прокуратуры.На рассмотрение по подведомственности изорганов МВД и прокуратуры поступило 169 делаоб административных правонарушениях, из них наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях составлено по ст.14.2КоАП РФ(незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством)  и по ст.6.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрениядел об административных правонарушениях, в том числе  поступивших из правоохранительных органов и органов прокуратуры Управлением  и судом вынесено1508 постановлений о назначении административных наказаний  в виде:

-  административного штрафа (в том числе с конфискацией предмета адм.правонарушения) - 1343

-  административного приостановления деятельности  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 5

-  предупреждения - 158.

Увеличение количества вынесенных предупреждений напрямую связано с изменениями, внесенными в КоАП РФ  в части применения ст.4.1.1 КоАП РФ -замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Общая сумма административных штрафовналоженных Управлением  и судом составила 1 910,7 тыс.руб. 

По результатам рассмотрения административных дел должностными лицами Управления вынесено 521  представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, что составляет37 %  от общего числа рассмотренных дел.

Федеральным законом № 294-ФЗпредусмотрены мероприятия, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, одним из которых является выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Во исполнение требований федерального законодательства ив целях профилактики нарушений обязательных требований Управлением выдано 147 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований правовых актов.

В отчетном периоде индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами  было обжаловано и рассмотрено судами 20заявлений об отмене постановлений  по делам об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дел, судом оставлены без изменений10 постановлений и отменено 10 постановлений. При  рассмотрении дел судебными органами была дана правовая оценка действий должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), нарушений прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не установлено.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word