Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области за первый квартал 2018 года


Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области за первый квартал 2018 года (далее - Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12. 2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

 

I. Общие положения


Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Астраханской области  (Управление) является территориальным органом федерального
органа исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора (ст. 44 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,  положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476) и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (Закон Российской Федерации  от 7 февраля 1992 г. № 2300-31 «О защите прав потребителей», Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 412).

II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных
требований
В рассматриваемых в Обзоре сферах деятельности Управления
были проанализированы типовые нарушения обязательных требований
законодательства, допущенные хозяйствующими субъектами в первом квартале 2018 года.


При осуществлении федерального государственного надзора в
области защиты прав потребителей в сферах производства, розничной
продажи пищевой продукции и оказания услуг общественного питания
выявлены следующие типовые нарушения:

- нарушения требований статей 9 и 10 Закона №2300-1 и корреспондирующих им требований пунктов 10 и 11 Правил продажи
отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи),
пункта 11 Правил оказания услуг общественного питания, утверждённых
постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 №1036 (далее - Правила оказания услуг общественного питания), выразившиеся в том, что в организации торговли (предприятия общественного питания) до сведения покупателя не доводится информация о режиме работы организации, о продавце, о фирменном наименование (наименование) организации, месте ее нахождения (адрес), либо информации о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, а также до сведения потребителей не доведена достоверная информация о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

- в нарушение пункта 8 Правил продажи и пункта 8 Правил оказания
услуг общественного питания в предприятии торговли (оказания услуг)
отсутствуют книги отзывов и предложений, либо они не предоставляются
по первому требованию потребителя. Не соблюдаются требования пункта
9 Правил продажи и пункта 10 Правил оказания услуг общественного
питания - указанные правила в наглядной и доступной форме не доводятся
продавцом до сведения покупателей.

- нарушения прав потребителя на информацию о товарах и услугах,
установленных пунктами 12, 13 и 14 Правил оказания услуг общественного
питания, выразившиеся в не доведении до сведения потребителя сведений
о продукции и об услугах посредством меню, прейскурантов или иными
способами, принятыми при оказании таких услуг, в том числе в отсутствие
возможности ознакомления с меню вне зала обслуживания, а также
сведений о пищевой ценности продукции общественного питания..

- несоблюдение пункта 19 Правил продажи, выражающееся в
отсутствии единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые
товары.
- в нарушение пункта 12 Правил продажи, пункта 2 статьи 28 Закона
№184-ФЗ реализация продукции подлежащей обязательному подтверждению соответствия, осуществляется без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
   В целом, права потребителей на информацию о товарах (услугах) и
сопутствующие этому обязанности продавцов (изготовителей) корреспондируются с нормами законодательства о техническом
регулировании как правовой основой для разработки и принятия
технических регламентов, целью которых в числе прочего является
«предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в
том числе потребителей».

Как результат, его всесторонняя защита гарантируется не только
нормами гражданского права (статья 12 Закона №2300-1), но и в
административном порядке за счет возможности квалифицировать
соответствующие виновные действия хозяйствующих субъектов по целому
ряду статей КоАП РФ (часть 1 статьи 14.5, статья 14.7, часть 1 статьи 14.8,
статьи 14.43, 14.44, 14.46).


2.1. При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлены следующие типовые нарушения
основополагающих положений Закона № 52-ФЗ, в том числе:
- статьи 11, устанавливающей общие требования по соблюдению
санитарного законодательства Российской Федерации;

- пунктов 1, 2 и 6 статьи 15 - реализация пищевых продуктов,
оказывающих вредное воздействие на здоровье человека вследствие
несоответствия их санитарно-эпидемиологическим требованиям, непринятие мер хозяйствующими субъектами по снятию их с реализации (это также явилось нарушением статьи 3, пункта 1 статьи 15, пункта 1 статьи 24 Закона № 29-ФЗ);

- пункта 5 статьи 15 и соответствующих санитарно-эпидемиологических требований - неисполнение субъектами, осуществляющими производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий санитарно-эпидемиологических требований;
- пункта 1 статьи 17 в связи с неисполнением санитарно-
эпидемиологических требований при организации питания населения в
специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и
других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и
реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений);

- статьи 22, устанавливающей ответственность за нарушение
требований к обращению с отходами производства и потребления;
- пункта 1 статьи 23 и статей 24 и 27 в связи с эксплуатацией
предприятий торговли (оказания услуг) с нарушением требований к
уровням шума, вибрации, соблюдение которых требуется в целях
обеспечения безопасных и безвредных условий проживания к жилым
помещения, расположенным в жилых домах, в которые были встроены (к
которым были пристроены) данные предприятия;
- статьи 32, выразившиеся в не проведении производственного
контроля (что также явилось нарушением статьи 22 Закона № 29 -ФЗ);
- статьи 34 в связи с не проведением предварительных и
периодических медицинских осмотров, допуске к работе работников,
отказывающихся от прохождения медицинских осмотров, без данных о
прохождении медицинских осмотров в личных медицинских книжках (что
также нарушает пункт 1 статьи 23 Закона № 29-ФЗ);

- статьи 36 без проведения профессиональной гигиенической
подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций (что
также явилось нарушением статьи 23 Закона № 29-ФЗ).


Требования к обеспечению качества пищевых продуктов и их
безопасности для здоровья человека, обороту пищевых продуктов,
установленные Законом №29-ФЗ, нарушались хозяйствующими
субъектами, осуществляющими производство и обращение пищевой
продукции в рассматриваемом периоде в следующих случаях:
- статья 17 - нарушение требований нормативных и технических
документов при изготовлении пищевых продуктов;

- пункты 1 и 3 статьи 19 - нарушение условий хранения пищевой
продукции, не в специально оборудованных помещениях, которые не
соответствуют требованиям нормативных документов;

             При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлялись нарушения санитарных правил,
допускаемые организациями общественного питания (СП 2.3.6.1079 -0 1 ):

- пункт 2.2 - в организации общественного питания загрузка пищевых
продуктов осуществляется со стороны двора жилого дома, с торца здания
под окнами жилых квартир;

- пункт 3.1 - организации общественного питания не оборудованы
внутренней системой водоснабжения и канализации;

- пункт 3.8 - производственные и моечные ванны в производственном
помещении присоединены к канализационной сети без воздушного
разрыва;

- пункт 3.11 - канализация организации общественного питания,
расположенной в жилом доме, объединена с внутридомовой хозяйственно -
фекальной канализацией;

- пункт 4.6 - несоблюдение требования об оборудовании системы
вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного
назначения, отдельно от системы вентиляции этих зданий;

- пункты 5.1, 8.1 - объемно-планировочными решениями помещений
нарушена последовательность (поточность) технологических процессов,
не исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой
продукции, использованной и чистой посуды;

- пункт 5.5 - отделка стен материалами, не предусматривающими
возможность влажной уборки и дезинфекции, нарушение целостности
отделки;
- пункт 5.12 - не проводится дезинсекция и дератизация помещений
при наличии синантропных членистоногих и грызунов;

- пункт 5.13 - для уборки туалетов используется
непромаркированный уборочный инвентарь, хранящийся совместно с
другим уборочным инвентарем;

- пункт 6.5 - разделочный инвентарь организации (разделочные ножи
и доски) не имеет специальную маркировку;

- пункт 6.10 - для раздачи готовой кулинарной продукции
используется столовая посуда со сколами;

- пункт 6.21 - отсутствие в моечном отделении инструкции о
правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов
применяемых моющих и дезинфицирующих средств;

- пункты 7.7, 7.8 - отсутствие документов, подтверждающих
безопасность, на поступившее в организацию продовольственное сырье и
пищевые продукты;

- пункты 7.11, 7.23, 7.26 и 7.28 - нарушены условия хранения
продуктов по видам продукции;

- пункт 7.29 - отсутствие маркировочного ярлыка каждого тарного
места с указанием срока годности данного вида продукции на
используемый продукт; пункт 8.4 - сырые и готовые продукты
обрабатывается совместно; пункт 8.9 - отсутствие отдельных столов и
разделочного инвентаря для обработки сырой птицы;

-пункты 13.1, 13.3 - допущены к работе лица не прошедшие
предварительные при поступлении и периодические медицинские
осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию,
отсутствие личных медицинских книжек;

- пункт 13.4 - хранение личных вещей, верхней одежды персонала в
рабочей зоне;

    Предприятия продовольственной торговли по-прежнему допускают
несоблюдение СП 2.3.6.1066-01, связанные со следующими типовыми
нарушениями:
- пункт 2.4 - допущена загрузка пищевых продуктов с торца жилого
дома, где расположены окна квартир;

- пункт 2.7 - для сбора мусора и пищевых отходов используются
общие контейнеры;

- пункт 3.1 - в стационарной организации торговли отсутствует
водоснабжение и канализации;

- пункт 3.7 - объединение производственной канализации с
канализацией жилого дома;

- пункты 3.9, 9.4 - отсутствие туалетов с раковинами для мытья рук
персонала;

- пункт 4.2 - торговые, складские, вспомогательные и санитарно-
бытовые помещения не оборудованы приточно-вытяжной механической
вентиляцией

- пункт 4.9 - уровень шума и вибрации от вентиляции и оборудования
предприятия торговли, встроенного или пристроенного к жилому дому, в
жилых помещениях этого дома превышает гигиенические нормативы;

- пункт 5.9 - отделка помещений организаций торговли материалами,
не устойчивыми к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих
средств;
- пункт 6.2 - холодильные установки в организациях торговли не
оснащаются термометрами для контроля температурного режима хранения
пищевых продуктов;

- пункт 7.6 - при хранении пищевых продуктов не соблюдаются
правила товарного соседства;

- пункт 7.7 - допускается совместное хранение сырых продуктов и
полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, а также
хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек,
хозяйственных материалов и непищевых товаров;

- пункт 10.1 - помещения организации торговли, оборудование,
инвентарь, посуда не содержатся в чистоте, по окончании работы не
проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств;

- пункт 10.3 - осветительные приборы, арматура, остекленные
поверхности окон и проемов не содержатся в чистоте и не очищаются по
мере загрязнения;

- пункт 10.6 - для уборки туалетов используется непромаркированный
уборочный инвентарь, хранящийся совместно с другим уборочным
инвентарем;
- пункты 13.1, 13.2 - лица, поступающие на работу в организации
торговли, не проходят медицинские осмотры, профессиональную,
гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке,
отсутствие личных медицинских книжек;

- пункт 13.3 - в организациях торговли отсутствуют необходимые
условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (отсутствует
мыло, туалетная бумага).

    III.Судебная защита прав потребителей

      В первом  квартале 2018года   специалистами Управления отдела защиты  

  прав  потребителей подано 5 исковых заявлений в защиту конкретных  

потребителей  на сумму  228,4  тыс. рублей.  Судами  рассмотрено   и   

удовлетворено 7   исковых  заявлений  (с   учетом  нерассмотренных исков,  

поданных в 2017  году). По результатам рассмотрения дел судами принято  

решение о взыскании  в пользу потребителей    29,4 тыс. рублей.  

            Управлением  в рамках полномочий, предоставленных ст. 40 Закона РФ «О 

        защите прав потребителей» и ст. 47 Гражданского процессуального  Кодекса 

         РФ обеспечено участие  в   судебных  заседаниях  по 8 делам  для  дачи    

         заключения  в защиту прав потребителей,  а   также     законных     интересов      

          неопределенного   круга   потребителей.   Для самостоятельной защиты  

         потребителями своих  прав Управлением  подготовлено 2  исковых заявления

         на сумму 51,8  тыс. рублей.









Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word