О предварительных результатах внеплановых проверок розничных рынков (по разделам Роспотребнадзора)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты

прав потребителей и благополучия человека

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Астраханской области

правление Роспотребнадзора

по Астраханской области)

414057, г. Астрахань,

ул.Н.Островского, 138, тел/факс 33 43 55

E-mail: tu_rpn@astranet.ru

30.rospotrebnadzor.ru

от       25.02.2011 

№ 02-04/1564

 

 

 

Вице-губернатору –

Председателю Правительства Астраханской области

К.А. Маркелову

 

 

 

О предварительных результатах

внеплановых проверок

розничных рынков

(по разделам Роспотребнадзора)

 

 

Уважаемый председатель межведомственной комиссии!

Уважаемые члены комиссии и приглашенные!

 

Разрешите во вступлении процитировать п.13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти:

«Образовать»

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), передав ей функции по контролю и надзору:

-       в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации;

-       в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;

-       в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В контексте контроля и надзора за исполнением Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее – Закон №271) законодатель фактически определил Роспотребнадзору защиту в сфере потребительского рынка слабого звена – потребителя, приобретающего для своих личных и бытовых нужд товары (работы, услуги), т.е. все его права на этом розничном рынке.

На этой правовой базе я и хочу изложить результаты внеплановых проверок розничных рынков в г. Астрахани (по состоянию на 25.02.2011 проверено 16 розничных рынков).

Основные, системные нарушения на розничных рынках, за которые законодательством предусмотрена специальная статья 14.34 в КоАП РФ:

1.        Практически всеми управляющими рынками компаниями, кроме рынка «Альтаир», не выполняются требования Закона №271, изложенные в статье 14 «Требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке», а именно:

-            п.п.5 п.1 не обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства РФ о защите прав потребителей, законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством РФ требований;

-            п.п.10 п.1 не проводится обязательная ежедневная (до начала работы рынка) проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям Закона №271. Самостоятельно Управляющей рынком компанией не принимаются необходимые меры по устранению выявленных нарушений и не информируются надзорные органы (не получено ни одного сообщения ни от одной Управляющей рынком компанией).

2.        Также управляющими рынками компаниями допускаются нарушения п. 9 статьи 15 Закона №271 - допускается предоставление торговых мест, не предусмотренных схемой размещения торговых мест,  за что предусмотрена ответственность по ст.14.34 ч.2 КоАП РФ (рынок «Татар-Базар» ООО «Внедренческий центр Инициатива», ООО «Рынок на Хибинской», рынок на ул. Кубанской ООО «Юг-Сервис», ООО «Рынок Трусовский», ООО «Рынок на Бабаевского», ООО «Рынок на космонавта В.Комарова»).

3.        Управляющими рынками компаниями допускаются нарушения п.1 ст.18 Закона №271, что выражается в отсутствии в реестре продавцов информации о государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. За данное нарушение предусмотрена ответственность по ст.14.34 ч.7 КоАП РФ (рынок «Большие Исады» ООО «ФинансМ»).

4.        Управляющими рынками компаниями допускаются нарушения п.5 ст.19 Закона №271 – сведения, заключенные в реестре договоров, не соответствуют информации  в карточках продавцов  (ООО «Внедренческий центр Инициатива», ООО «Рынок «Трусовский»), что классифицируется по ст.14.34 ч.7 КоАП РФ.

5.        Нарушения ст.20 Закона №271 – «организация и осуществление деятельности по продаже товаров без оформления и (или) выдачи карточки продавца без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению» (ООО «Внедренческий центр Инициатива», ООО «Рынок на Бабаевского»),  что классифицируется по ст.14.34 ч.8 КоАП РФ.

Кроме того, управляющими рынками компаниями допускаются нарушения федеральных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, такие как нарушения  в области обустройства, содержания  и санитарного состояния  территорий розничных рынков; несвоевременное проведение санитарных дней (например, на рынке «Большие Исады» график проведения санитарных дней ежемесячный, а согласно санитарных правил должен быть еженедельный).

В ходе проведения данных проверок были обследованы и отдельные торговые места по продаже продовольственной и промышленной групп товаров. Были зарегистрированы нарушения требований Закона  РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 и федеральных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

-       нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе – ст. 14.16 ч.4 КоАП РФ;

-       нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров – ст. 14.15 КоАП РФ;

-       нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре – ст.14.8 ч.1 КоАП РФ;

-       продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия – ст. 14.4 ч.2 КоАП РФ;

-       нарушения  в области обустройства, содержания  и санитарного состояния  территорий розничных рынков, и торговых объектов – ст. 6.3 КоАП РФ;

-       нарушения СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» – условия хранения продуктов питания, нарушения товарного соседства при хранении и реализации  сырья и готовой продукции, отсутствие подтоварников, нарушение правил хранения продуктов питания - ст. 6.3 КоАП РФ.

На 25.02.2011 должностными лицами Управления и прокуратуры возбуждено 68 дел об административных правонарушениях, из них в отношении юридических лиц – 13, должностных лиц управляющих компаний – 4, в отношении индивидуальных предпринимателей – 51. Снято с реализации  1 партия свежей рыбы в объёме 12 кг и 2 партии кондитерских изделий в количестве 2,5 кг.

При этом следует подчеркнуть, большинство торговых мест на розничных рынках не функционировали.

На текущий момент направлено на рассмотрение в суд 10 дел, из них  судами рассмотрено 3.

По результатам проверок 16 рынков информация о выявленных нарушениях направлена в районные прокуратуры г. Астрахани.

На основании вышеизложенного предлагаем:

1. Просить Главное  управление МЧС России по Астраханской области (Естафьев И.Ю), Управление внутренних дел по Астраханской области (Кулик Г.П.) в целях усиления  мер безопасности в местах массового скопления людей внести предложения Управляющим рынкам компаниям по корректировке паспортов безопасности  в  части сокращения избыточного количества торговых мест, ранее согласованных вне планируемых к строительству на рынках капитальных строений  с ликвидацией в первоочередном порядке торговых мест в проездах и проходах.

2. Просить Министерство экономического развития Астраханской области  (Кабикеев А.Н.) в соответствии со ст.11 Закона №271-ФЗ усилить контроль за соблюдением установленных предельных (минимальной и (или) максимальной) площадей рынков, торговых мест, складских, подсобных и иных помещений на розничных рынках.

3. Просить мэра г. Астрахани (Боженов С.А.) в соответствии со ст.11 Закона №271-ФЗ:

3.1. Поручить соответствующим службам муниципального образования проводить жесткий и действенный контроль при выдаче  разрешения на право организации розничного рынка на  землях поселений муниципального образования за:

- планировкой, перепланировкой, застройкой рынка, модернизацией зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений в соответствии с требованиями архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил;

-  благоустройством окружающей территории розничных рынков, в том числе с организацией обособленной от торговых мест стоянкой для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей;

- выбором земельных участков с целью исключения практики предоставления земельных участков для размещения малых торговых объектов (киоски, ларьки, палатки) на прилегающих по периметру к рынкам  территориях, за исключением земельных участков предоставляемых под строительство и размещение технологичных и культурно-эстетичных объектов общественного питания;

4. Рекомендовать Управляющим рынкам компаниям:

4.1. Обеспечить пунктуальное выполнение требований Закона №271-ФЗ при организации и осуществлении торговой деятельности на своих розничных рынках.

4.2. Привести свою торговую деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД).

 

Руководитель Управления

государственный советник РФ                                                        А.И. Ковтунов

2 класса