Памятка потребителю «Об особенностях предоставления платных медицинских услуг»

Порядок и условия оказания платных медицинских услуг регламентируются Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300--I «О защите прав потребителей» (далее - Закон), Правилами предоставления медицинскими учреждениями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 (далее - Правила).

Платные медицинские услуги населению на территории Российской Федерации предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи в рамках договоров с гражданами или организациями. Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. Согласно п. 11 Правил, исполнитель обязан довести до сведения потребителя следующую информацию: о наименовании организации, месте ее нахождения (юридический адрес) и режиме работы, о перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, расчета стоимости оказанной услуги, условий предоставления и получения этих услуг, порядке их оплаты, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, о квалификации и сертификации специалистов, графике их работы. В соответствии с п.16 Правил, предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, который, согласно п.17 Правил содержит сведения об исполнителе, потребителе, перечень и стоимость, сроки и порядок получения платных медицинских услуг, права, обязанности и ответственность сторон, порядок изменения и расторжения договора. Договор  составляется в 2 экземплярах (если договор заключается потребителем и исполнителем) или в 3-х экземплярах (если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика). По требованию потребителя на предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. При возникновении необходимости включения дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика). В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается, с указанием, что это произошло по инициативе потребителя. В таком случае потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Потребитель, пользующийся платными медицинскими услугами, имеет право на безопасность услуг (ст.7 Закона), информацию об исполнителе и об услугах (ст.ст. 8-10 Закона) (в т.ч. наличие лицензии и сертификатов, расчёт стоимости оказанной услуги, на соблюдение исполнителем сроков оказания услуги (ст.27 Закона), на соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг (ст. 29 по смыслу ст. 4 Закона), информацию об обстоятельствах, которые могут по влиять на качество оказываемой услуги (ст.36 Закона). В соответствие со ст.28 Закона, при несоблюдении исполнителем обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору: назначить новый срок оказания услуги, потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги, потребовать исполнения услуги другим специалистом, расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом или договором, которым указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.         

Согласно п. 1 ст. 29 Закона потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных нормами этой статьи. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ст. 14 Закона вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.

В случае, если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона и п. п. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Основания применения мер гражданско-правовой ответственности:  при неисполнении или ненадлежащем исполнении медицинской услуги, при недостоверной или недостаточной информации о медицинской услуге,   несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.








Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей