Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по защите прав потребителей за 1 квартал 2018 год


          Гражданское законодательство РФ закрепило основополагающий принцип - защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Специалисты Управления,  оказывая правовую помощь потребителям по защите их нарушенных прав и интересов в судебном порядке, использовали различные формы и методы, к которым относятся: подача исковых заявлений в судебные органы в защиту конкретных потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей,  участие в судебном процессе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя.  

         В  1 квартале  2018 года  Управлением  Роспотребнадзора по Астраханской области по судебной защите проведена следующая работа:

- от  Управления  подано 5 исковых заявлений в защиту конкретных потребителей  на сумму  228,4  тыс. рублей.  

         Рассмотрено   и удовлетворено 7 (с учетом  нерассмотренных исков, поданных в 2017 году).   Принято решение о взыскании в пользу потребителей   суммы  29,4 тыс. рублей. 

       Для самостоятельной защиты своих прав  потребителям  подготовлено 2 исковых заявления  на сумму 51,8 тыс. руб.

        Наиболее распространенной формой участия Управления в защите прав потребителей в судах общей юрисдикции является вступление в процесс для дачи заключения по делу в целях защиты прав конкретных потребителей.             

      Судебная практика показывает, что заключения Управления часто имеют определяющий характер для разрешения по существу гражданских споров в сфере потребительских правоотношений.

      Специалисты  Управления участвовали в 73  судебных заседаниях, в том числе:   

для  дачи   заключения  в защиту прав потребителей,  а   также     законных     интересов     неопределенного   круга   потребителей по 10 делам По всем заключениям принято решение об удовлетворении требований потребителей и взыскании в пользу потребителей суммы  44,4 тыс. руб.; 

- при рассмотрении 11 административных дел, переданных на рассмотрение по подведомственности  в  суды.       Наложены  штрафы  по  4  делам  на общую сумму -  75,0 тыс. руб., по 5 делам вынесено предупреждение, по   2 делам  производство прекращено;

-    при рассмотрении  9 административных дел,  поданных на обжалование  в суды.  Общая сумма штрафов  135,0  тыс. руб.,  рассмотрено 4 дела, из них:  по 3 делам  судом принято решение   оставить  постановления без изменения,

общая  сумма штрафов 65,0 тыс. руб., 1 постановление отменено, 5 дел находятся в стадии рассмотрения.

       Специалистами  Управления Роспотребнадзора по Астраханской  области проводится  досудебная  защита прав потребителей.  Оказывается помощь потребителям в подготовке и оформлении их законных требований по отношению к продавцам, изготовителям, исполнителям. Потребители обращались в Управление  для оказания им содействия в составлении претензии в адреса продавцов (изготовителей, исполнителей). Грамотное и обоснованное требование, предъявляемое изготовителю, исполнителю, продавцу позволяет  потребителю самостоятельно восстановить нарушенные права. Такая форма работы позволяет осуществить оказание помощи потребителю без проведения контрольно-надзорных мероприятий и способствует профилактике правонарушений. Прежде всего, это предупреждение и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей до возникновения конфликтной ситуации путем разъяснений норм законодательства и оказание практической помощи в решении вопроса по восстановлению нарушенных прав не только потребителям, но и продавцам (исполнителям услуг).

   Эффективным профилактическим средством в предупреждении конфликтных ситуаций на потребительском рынке является консультативная помощь по устным обращениям граждан. Это разъяснения о правах потребителя в случае приобретения товара ненадлежащего качества, о возможностях  по замене товара и т. д. Результатом данной работы явились: расторжение договоров купли - продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, возврат уплаченных денежных средств, замена товара ненадлежащего качества, устранение причин обращений и другие действия, направленные на восстановление нарушенных прав.    

   Сумма  возвращенных потребителям денежных средств  в отчетном периоде составила  685,2  тыс. рублей, произведен обмен товара ненадлежащего качества на аналогичный на сумму 42,0 тыс. руб., произведен ремонт,  устранены недостатки  в 11 случаях.

   По вопросам защиты прав потребителей в Управление поступило 769 обращений по телефону «Горячей линии»,  а  также  217 обращений в рамках работы Общественной приемной  на личном приеме.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей