Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по защите прав потребителей за 2017 год



          Гражданское законодательство РФ закрепило основополагающий принцип - защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Специалисты Управления,  оказывая правовую помощь потребителям по защите их нарушенных прав и интересов в судебном порядке, использовали различные формы и методы, к которым относятся: участие в судебном процессе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя, подача исковых заявлений в судебные органы в защиту конкретных потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей.  

        Наиболее распространенной формой участия Управления в защите прав потребителей в судах общей юрисдикции является вступление в процесс для дачи заключения по делу в целях защиты прав конкретных потребителей.             

      Судебная практика показывает, что заключения Управления часто имеют определяющий характер для разрешения по существу гражданских споров в сфере потребительских правоотношений.

       В 2017 году  Управлением  Роспотребнадзора по Астраханской области по судебной защите проведена следующая работа:

       От  Управления  специалистами  Управления  отдела подано  32 исковых заявления,  в том числе:

     - в защиту конкретных потребителей -  20  исков  на сумму  511,4  тыс. руб., из которых рассмотрено - 7,   удовлетворено - 6.   Принято решение о взыскании в пользу потребителей   суммы  151,8 тыс. рублей;  

    - от неопределенного круга  потребителей  - 12, из них: рассмотрено - 3, удовлетворено в пользу Управления - 2.

  Остальные исковые заявления находятся в стадии рассмотрения.

      Также Управлением велась работа по гражданско-правовой защите прав потребителей в рамках полномочий, предоставленных ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ.

      Обеспечено участие  в   судебных  заседаниях  по 13 делам  для  дачи   заключения  в защиту прав потребителей,  а   также     законных     интересов     неопределенного   круга   потребителей.  По всем искам принято решение  об  удовлетворении требований потребителей  и взыскании в пользу потребителей общей суммы  214,9 тыс. рублей.

      Для самостоятельной защиты своих прав подготовлено  8  исков на сумму 630,8  тыс. рублей,  из которых рассмотрен и удовлетворен в пользу потребителя 1 иск на сумму 21,4 тыс. рублей.  Остальные исковые заявления находятся в стадии рассмотрения.                                                                         

В 2017 году специалистами  Управления Роспотребнадзора по Астраханской  области проводилась  досудебная  защита прав потребителей.  Оказывалась помощь потребителям в подготовке и оформлении их законных требований по отношению к продавцам, изготовителям, исполнителям. Потребители обращались в Управление  для оказания им содействия в составлении претензии в адреса продавцов (изготовителей, исполнителей). Грамотное и обоснованное требование, предъявляемое изготовителю, исполнителю, продавцу позволяет  потребителю самостоятельно восстановить нарушенные права. Такая форма работы позволяет осуществить оказание помощи потребителю без проведения контрольно-надзорных мероприятий и способствует профилактике правонарушений. Прежде всего, это предупреждение и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей до возникновения конфликтной ситуации путем разъяснений норм законодательства и оказание практической помощи в решении вопроса по восстановлению нарушенных прав не только потребителям, но и продавцам (исполнителям услуг).

       Эффективным профилактическим средством в предупреждении конфликтных ситуаций на потребительском рынке является консультативная помощь по устным обращениям граждан. Это разъяснения о правах потребителя в случае приобретения товара ненадлежащего качества, о возможностях  по замене товара и т. д. Результатом данной работы явились: расторжение договоров купли - продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, возврат уплаченных денежных средств, замена товара ненадлежащего качества, устранение причин обращений и другие действия, направленные на восстановление нарушенных прав.     

 Сумма  возвращенных потребителям денежных средств составила 2728,8  тыс. рублей  (2016г. - 3195,7 тыс. рублей), произведен обмен товара ненадлежащего качества на аналогичный на сумму 118,3 тыс. руб., произведен ремонт,  устранены недостатки в 46 случаях. 







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей